Сегодня мошенники вольготно чувствуют себя на финансовом поле, пользуясь доверчивостью граждан, их невнимательностью или даже незнанием закона. Мошеннических схем на сегодня, увы, много. Многие из них ведут к тому, что добропорядочный гражданин-заемщик вдруг остается либо без личных сбережений, либо становится обладателем многотысячного кредита, который нужно выплатить. Это впоследствии становится причиной плохой кредитной истории. Что придумали мошенники за последнее время? Разбираемся в этой статье.
«Липовый» звонок сотового оператора
На сегодня это один из самых частых и распространенных способов, используемых мошенниками. Под видом той или иной компании сотовой связи псевдосотрудник звонит абоненту с информацией о том, что его договор по оказанию услуг сотовой связи прекращает свое действие и его необходимо перезаключить.
Обращаться в офисы компании нет необходимости — всё будет решено за считанные минуты прямо во время разговора. А затем — «ловкость рук и никакого обмана». Жертве на телефон приходит секретный код, который нужно продиктовать оператору, а после пройти по указанной ссылке в интернете. А далее вместо перезаключения договора абонент добровольно делится данными, которые позволят мошенникам войти в его личный кабинет на портале «Госуслуги».
Чем это чревато? «Госуслуги» содержат все паспортные данные, а потому оформить кредит на имя жертвы не составит большого труда. Можно через мобильные приложения или с помощью онлайн-кредитования на сайтах финансовых организаций.
Есть и более изощренный вариант использования перекрытия сотовым оператором. Мошенники с помощью жертвы попадают в его личный кабинет, где производят перенастройку поступления звонков, чтобы в будущем осуществлять снятие средств с банковских карт или оформление кредита, когда для подтверждения операции требуется ответить на телефонный звонок.
О том, что у него какие-то проблемы, гражданин узнает постфактум, когда банк или коллекторы сообщат о просроченных кредитах или не внесенных платежах. А это значит, что кроме необходимости рассчитаться с чужими долгами, заёмщик получает еще и испорченную кредитную историю.
Оплата по QR-коду: современно, быстро, но не надежно
Онлайн оплата покупок или услуг — дело привычное. Все большую популярность у пользователей обретают денежные операции с помощью QR-кода. Всего лишь наведя на него телефон, за считанные мгновения без банковских карт производишь оплату. Удобно — бесспорно!
Вот только и здесь мошенники уже не дремлют. Так, вместо ссылки на официальный сайт клиент получает фейковый адрес, а пройдя по ссылке, он автоматически лишается всех средств на карте или самих банковских данных. Что в дальнейшем может привести к нежелательным последствиям в виде оформленных новых кредитных карт или совершенных на них покупок на крупные суммы.
Онлайн заявка на кредит
«Внимание! Новинка этого года!» — так можно с пафосом презентовать новый вид мошенничества. Как и все остальные, связан он с онлайн-кредитованием только в более изощренной форме.
Теперь аферисты оформляют кредиты на сайтах банков. Заемщиком выступает подставное лицо — дроп, а вот номер телефона указывают как раз-таки жертвы. После телефонного звонка ничего не подозревающему абоненту приходит код подтверждения. Именно его злоумышленники и выманивают для оформления кредита.
Дальше всё по знакомому сценарию. О взятом кредите заёмщик узнает уже по факту наступления просрочек. А это значит, кроме головной боли и долгов банку, гражданин получает еще и испорченную кредитную историю, в которой зафиксирован и новый кредит со всеми не выплаченными платежами.
Потому в разговорах с незнакомцами нужно быть предельно внимательными и не сообщать никаких данных, поступивших на мобильное устройство.
«Здравствуй, мама! Я в беде!»
Телефонные звонки близким с просьбой о помощи знакомы многим. В этих ситуациях мошенники звонят якобы от лица близкого человека его родным — родителям, бабушка и дедушкам. Как правило, представляются либо друзьями, либо сотрудниками полиции, либо еще каким-то третьим лицом. В разговоре уверяют, что человек попал в беду, и «откупить» его можно с помощью передачи наличных средств или денежным переводом.
Теперь мошенники шагнули дальше. Потенциальным жертвам отправляют голосовые сообщения в мессенджерах, подделывая голос близкого человека. Искусственный интеллект сегодня способен скопировать любой голос. Именно этим пользуются злоумышленники.
Для начала мошенники взламывают соцсети и извлекают любой аудиофайл с голосом. После мошенники выбирают из контактов подходящую жертву. Изучают манеру общения и отправляют голосовое сообщение или совершают телефонный звонок, имитируя чужой голос. Не откликнуться на просьбу близкого человека в такой ситуации сложно.
Эксперты призывают для таких сомнительных случаев прекращать телефонный звонок и перезвонить тому, с кем только что разговаривали. Но не на поступивший номер, а на тот, что записан в телефонной книге. Можно использовать кодовое слов или задать вопрос, ответ на который знает только ваш собеседник. Только таким образом можно уберечь себя от потери денежных средств. Ведь, как правило, такой разговор построен на том, что собеседник просит финансовой помощи.
И главный совет, подключите услугу «Защита от мошенничества» от БКИ Скоринг Бюро. Так вы сможете узнать об оформленном на вас кредите.